Согласно самым
ранним династическим мифам, наги относились к древнейшей лунной династии
индийских царей, состоящей из коренных обитателей полуострова Индостан.
Давным-давно принцесса — нагини из этой династии вышла замуж за принца
из солнечной династии индийских царей, дав начало развитию всех
следующих цивилизаций (их потомками являются ядавы, к которым относился
Кришна). Согласно другой легенде, наги были жителями Нагадвипы до
прихода туда ариев (первая половина II тысячелетия до н.э.). Как гласит
эта легенда, когда брамины вторглись в Индию, они «обнаружили племя
мудрых людей, полубогов, полудемонов», бывших учителями других племен и
затем ставших наставниками индусов и самих браминов. Нагадвипа («страна
нагов») рассматривается в «Вишну-пуранах» как одна из девяти областей
Бхаратаварши, или Индии; с корнем «нага» связано большое число индийских
топонимов (местности, горы, озера). Некоторые современные
исследователи считают, что наги — племена монголоидной расы, имевшие
своим тотемом змею (кобру), и что мифологическая интерпретация имела под
собой историческую основу.
Группа племен Наги в Индии
В верхней Индии, в
горах Ассама, к югу от р. Брахмапутра обитает группа племен под
названием Наги. Число племен Нагов доходит до 40—50; общая их
численность в конце 1970-х гг. составляла 300 тысяч человек. Наги ведут
независимый образ жизни и принадлежат к ассамской группе
тибето-бирманской семьи народов и языков. Их религия — языческая.
Управление имеет демократический характер. Наги едят мясо разных
животных, но не употребляют в пищу молоко. Дома их остроконечной формы,
имеют одну или две комнаты; свиньи, куры, женщины и дети помещаются
вместе. Все холостые мужчины деревни до женитьбы располагаются в особом
большом строении, под наблюдением надзирателя. В аналогичных условиях
живут и девушки до замужества. Сношения между ними днем ничем не
стеснены: они могут беспрепятственно выбирать друг друга и вступать в
брак, с согласия родителей. Убийство и прелюбодеяние караются смертью.
Индийский праздник змей
В Индии и Непале
ежегодно отмечается праздник змей. Он проходит на пятый день первой,
светлой, половины лунного месяца Шравана, соответствующего нашим июлю,
августу или сентябрю. Змеиный культ особенно развит на юге Индии, в
области Канара, а центром его ежегодного отправления является город
Баттиса-Шарален. В день праздника рано утром каждая семья приносит
глиняное изображение змеи или рисует пять, семь, девять змей при помощи
опилок сандалового дерева. Если в деревне есть храм, посвященный богу
Нага, то все идут туда. Кроме того, нага-панчами (панча=пять) ловится
определенное количество змей, называемый «нагакули».
Их держат в глиняных горшках или бамбуковых корзинах, кормят молоком и
другой пищей. Им воздают такие же почести, как и змеиным идолам. На
другой день после праздника змей относят в джунгли и выпускают на
свободу. По индусским преданиям, число змей-богов доходит до тысячи.
Другие современные исследователи относят нагов к историческим племенам скифского происхождения, вторгшимся в Индию. Две последние точки зрения вроде бы научно объясняют происхождение нагов. Однако, как и в случае с фоморами,
для меня остается непостижимым, с какой целью реально существовавшим
людям (хотя и мифологизированным) нужно было «прицеплять» змеиные
хвосты, «вставлять» ядовитые зубы, наделять их смертоносным взглядом и
присваивать им титул высших адептов магии, колдовства и чародейства?
Почему их просто не отнести к вымышленным существам, подобным драконам,
феям и эльфам?
|