Индуизм - самая большая национальная религия в мире. По
данным энциклопедии "Народы и религии мира” (М.,1998), всего в мире на 1996 год
было около 800 миллионов сторонников этой религии, что составило 14% всего
населения земного шара. Сегодня индуизм является доминирующей религией в Индии
(индуистов более 80 процентов населения) и в Непале (индуистов около 80
процентов населения). Кроме того, индуисты есть во всех странах, где живут
индусы. Наиболее крупные общины индуистов в 1996 году были в странах Азии: в
Бангладеш (15 млн.), Индонезии (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистане (1,3
млн.), Малайзии (1,1 млн.). Наиболее крупная община индуистов Африки была в ЮАР
(700 тыс.), наиболее крупная община индуистов Америки - в США (575 тыс.),
наиболее крупная община индуистов Европы - в Великобритании (500 тыс.
последователей).
Индуистские служители культа (их называют "брахманами”)
говорят, что "индуистом нельзя стать - им надо родиться”. Имеется в виду, что
сторонниками индуизма могут быть только индусы по национальности. Однако
несмотря на утверждения служителей культа, что неиндусы не могут быть
индуистами, в США, Канаде и Великобритании среди индуистов можно встретить и лиц
другой национальности.
Индуизм возник в Индии в период времени между I и V вв.
н.э.
Предшественницей и главным идейным истоком индуизма была религия, которую
называют брахманизмом (VII в до н.э. - V.в.н.э.). В свою очередь брахманизму
предшествовала так называемая ведическая религия (XVI в. до н.э. - VII в до
н.э.). Служители культа во всех трёх религиях (в ведической религии, в
брахманизме и в индуизме) призывали верующих молиться в основном одним и тем же
богам. В
ведической религии верховным богом признавался Индра, бог грома и молнии. В
брахманизме как верховному богу поклонялись Брахме, творцу мира и покровителю
служителей культа. В индуизме существуют разные конфессии и разные боги в них
почитаются как верховные. Но ни в одной из них верховным богом не считается
Брахма. Непризнание Брахмы верховным богом составляет главное отличие индуизма
от брахманизма.
Такой переворот в религиозных воззрениях отражал переворот в реальной жизни. В
Индии существовали и существуют касты (другое название: варны). Касты (варны) -
это группы людей, принадлежность к которым определяется рождением. В прошлом
принадлежность к той или другой касте определяла, каким видом деятельности
должны заниматься люди (сейчас власти борются с этим обычаем, но не всегда
успешно). Привилегированной кастой были брахманы. Только они одни могли быть
служителями культа. Их покровителем считался и считается бог Брахма. Именно
поэтому слово "брахман” (в переводе с древнеиндийского языка, называемого
санскритом, - "отражение воли Брахмы”) обозначало одновременно и человека из
данной касты, и служителя культа.
Брахманы в древней Индии обладали большими преимуществами. Кроме монополии на
профессиональную религиозную деятельность, они обладали ещё и монополией на
педагогическую и научную деятельность. Эти три вида профессиональных занятий
приносили им большие доходы. Но, кроме того, они имели ещё право на присвоение
половины всех налогов, которые получали светские власти.
Привилегированное положение брахманов в обществе отразилось и в религии того
времени. Покровитель их касты и профессии служителей культа, которая монопольно
принадлежала этой касте, бог Брахма, считался одновременно и верховным богом.
Брахма своим сверхъестественным могуществом как бы закреплял те материальные
привилегии, которые в реальной жизни имели брахманы. Представители трех других
основных каст (кшатрии, вайшьи и шудры), недовольные сложившейся ситуацией,
совершили социальный переворот. Брахманов лишили права присваивать себе часть
налогов, лишили их и монополии на педагогическую и научную деятельность. Все,
что им оставили, - это право быть служителями культа.
Вместе с тем и в связи с этим три другие основные касты добились и понижения
статуса бога Брахмы. Брахманы перестали быть самым привилегированным слоем
общества, и их бог-покровитель перестал рассматриваться как верховный бог.
Конфессии в индуизме. Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но
основными являются две: вишнуизм и шиваизм. Вероучения основных конфессий
индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является
главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву.
Вишнуизм и шиваизм - это самые большие и примерно равновеликие конфессии. В них
входят примерно по 40 процентов всех индуистов. Вишнуитские общины находятся по
преимуществу на севере Индии, шиваитские - на юге Индии.
Третьей по величине индуистской конфессией является шактизм. Шактисты
поклоняются верховной богине, которая имеет несколько имён и одно из них -
Шакти. В шактистские общины входит примерно 8 процентов всех индуистов. Они по
преимуществу расположены в Бенгалии (это северо-восточная часть Индии) и на юге
Индии.
Если в индуизме и можно обнаружить какие-то отличия в вероучении, то, скорее, не
между конфессиями, а между различными храмами одной и той же конфессии.
Особенности организации индуизма порождают и некоторые особенности в его
вероучении. В индуизме масштабы религиозной организации ограничиваются рамками
храмов. Ни одна конфессия не имеет централизованного руководства даже в
масштабах штата, не говоря уже о стране в целом. Поэтому индуизм не имеет ни
церковных соборов, которые принимали бы какие-то руководящие решения, в том
числе и по вопросам вероучения, ни централизованной руководящей религиозной
прессы. Конечно, брахманы всех храмов, в конечном счёте, опираются на одну и ту
же священную литературу. И это обеспечивает единство в главном. Однако священные
книги нуждались в прошлом и нуждаются сейчас в их толковании. И в чем-то
толкование было и остается различным. А это значит, что положения вероучения в
толковании брахманов разных храмов в чём-то несущественном могут отличаться друг
от друга.
В вероучении индуизма можно выделить четыре основных положения: - о священных книгах,
- о сверхъестественных существах,
- о душе,
- о загробной жизни.
В индуизме в качестве священных почитается большое
количество книг-томов. Точная цифра неизвестна, но во всяком случае их несколько
сотен; они делятся на две группы.
Первая группа называется шрути, ("услышанное”) вторая - смрити ("запоминаемое”).
(Все термины в индуизме озвучены на санскрите.)
Авторами книг-шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Книги-шрути
никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов.
Книги-шрути возникли не как книги, а как знания, которые находились в головах
богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши
записали эти знания в виде книг.
По своему содержанию книги делятся на семь групп. Первая
группа - Веды ("Знание”) Это 4 книги-тома. Основным содержанием Вед
являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных
обрядов.
Вторая группа священных книг - Брахманы ("отражение воли Брахмы”). Это несколько
десятков книг-томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном
культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа
и для служителей культа передал бог Брахма.
Третья группа - Араньяки ("Лесные книги”). Несколько десятков книг-томов шрути.
Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности
обрядности.
Четвертая группа - Упанишады ("Тайное учение”). Название объясняется тем, что в
прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их
ученикам. Буквальный перевод звучит так: "рядом”(упа) и "внизу”(ни) "сидящим”
(шады). Рядом и внизу, т.е. у ног учителя-брахмана, сидели его ученики.
По своему содержанию это религиозно-философские
комментарии к Ведам.
Пятая группа - Пураны ("Древние предания”). Это несколько десятков книг-смрити.
Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме.По
содержанию это рассказы о богах.
Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием "Махабхарата”
("Великие бхараты”; бхараты - это название народа в Индии). В поэме около 100
тысяч двустиший. "Махабхарата” делится на 18 частей, которые тоже называют
"книгами”. Книги-части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372-х.
Седьмая группа - это опять одна книга-произведение и опять поэма. Её называют
"Рамаяна” ("Сказание о Раме”). "Рамаяна” состоит из 24-х тысяч двустиший.
"Рамаяна” делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.
Индуисты верят в существование двух групп
сверхъестественных существ: богов и демонов. Хотя боги занимают в иерархической
лестнице сверхъестественного мира значительно более высокое положение, чем
демоны, мы всё же начнём характеристику сверхъестественных существ с демонов,
ибо такой порядок рассказа более удобен в методическом плане.
Демоны. Демоны делятся на три вида: асуры ("небоги”), ракшасы ("те, кого
сторонятся”), пишачи (перевод неизвестен). Асуры - противники богов, а ракшасы и
пишачи - противники людей. Ракшасы вредят людям всеми возможными способами, а
пишачи - главным образом через болезни, которые они насылают на людей. Функции
демонов: творить зло, быть противниками богов, быть противниками людей. Но среди
демонов встречаются и такие, которые совершают отдельные добрые поступки. Демонов
много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют
плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих
коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны
смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с
гибелью Вселенной. Иногда люди воспринимают демонов органами чувств, иногда не
воспринимают. Но если в иудаизме (а также в христианстве и исламе) делается
акцент на то, что в подавляющем большинстве случаев люди демонов не видят и не
слышат, то в индуизме такого акцента нет. Демоны делятся на старших и младших.
Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими
демонами живёт в подземном царстве.
Боги. В священной литературе в разных местах указывается разное количество
богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339.
Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов.
Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром. Как и в
любой другой политеистической религии, каждый из богов имеет свои специфические
функции. Одни боги выглядят как обычные люди, но, как правило, огромного роста,
другие - в основном как люди, но с какими-то особенностями в строении организма
(четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны),
четвёртые - как полулюди-полуживотные (например, царь птиц Гаруда изображается с
головой и крыльями орла и с туловищем человека). Один из богов (Брахман) вообще
не имеет видимого тела.
Боги требуют поклонения, которое обозначается словом "пуджа”. Богам поклоняются
в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов
утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном
колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы
и др. Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.
В первую тройку
входят верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и
Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в предыдущей религии
(Брахма).
Во вторую тройку входят их жёны (Лакшми, Парвати, Сарасвати). В третью
тройку входят боги, хотя и не верховные, но очень уважаемые индусами (Брахман,
Ганеша, Кама).
Вишну ("проникающий во всё”, "вездесущий”) - верховный бог в вишнуизме . Кроме
функции быть верховным богом, у него есть ещё две специфические функции.
Во-первых, он - охранитель Вселенной. Вселенную создаёт Брахма, но созданную
Вселенную надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти
над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в
решении их жизненных проблем.
Вишну чаще всего изображается (и на рисунках, и в скульптурах) в виде
четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина (он трубит в неё во
время сражений), во второй - палица, в третьей - чакра (метательное оружие в
виде металлического диска), в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках
символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса
символизирует его любовь к людям и готовность им помогать.
Для характеристики Вишну очень важно использование понятия "аватара”. В
буквальном переводе это слово означает "нисхождение”. По своему существу аватара - это другое и земное тело
бога. Вместе с другим телом бог получает и другое имя. При переселении души бога
в земное тело, эта душа одновременно остаётся и на небе, в основном, небесном
теле бога. Эта душа как бы раздваивается. Второе, дополнительное, физическое
тело бога существует только некоторое время. Потом оно умирает, и душа бога
возвращается в своё основное и вечное тело.
По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и
ещё одна будет в будущем. Вот аватары, которые уже были. Первая: жизнь
в теле рыбы. Вторая: жизнь в теле черепахи. Третья: жизнь в теле
кабана. Четвёртая: жизнь в теле полульва-получеловека. Итак, в первых
четырёх аватарах душа Вишну пока ещё не поселялась в теле человека. В
остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: в теле
карлика по имени Вамана. Собственно слово "вамана”и означает "карлик”.
Шестая: в теле человека по имени Парашурама ("Тёмный с топором”). Это
был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая:
в теле человека по имени Рама ("Темный”). Восьмая: в теле человека по
имени Кришна (тоже переводится как "Темный”). Девятая и последняя: в
теле человека по имени Будда ("Просветлённый”). Речь идёт об основателе
буддизма.
Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут
звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в
царском одеянии. Поэтому эту аватару называют ещё так: "царь на белом
коне”. Он приедет через много лет, когда на земле власть будет
принадлежать негодяям. Калки накажет негодяев и установит на земле
золотой век.
Шива ("Милостивый”) - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям
Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого
время, назначенное богами), бог смерти и рождения человека (индуисты говорят:
Шива стоит и у гроба, и у колыбели), бог живой природы (он заботится и о
растениях, и о животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или
лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который
расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и
излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути.
У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.
Ганеша ("Начальник свиты”) - сын Шивы и Парвати, бог удачи и предпринимательства, начальник свиты своего отца (свита состоит из богов низшего
разряда). Верующие воры и мошенники в Индии считают Ганешу также и своим
покровителем, богом воровской удачи. Ганеша изображается в возрасте подростка с четырьмя
руками и с головой, похожей на голову слона. Это единственный бог в индуизме, у
которого вместо носа - хобот. Индуисты стремятся иметь дома скульптурное
изображение Ганеши. Ни одно дело они не начинают без молитвы Ганеше. И для того,
чтобы особенно угодить Ганеше, они по утрам чешут ему живот.
Кама ("Чувственное желание”, "Любовь”) - бог любви. Его
изображают как юношу с луком и стрелами в руках. Лук у него сделан из сахарного
тростника, тетива лука - из живых пчёл, стрелы - из цветов. Когда стрелы Камы
вонзаются в тела богов или людей, то они возбуждают в них жгучую любовную
страсть.
Согласно вероучению индуизма, боги бессмертны. Но есть два исключения. Первым
исключением является Ганеша, а вторым - Кама. Кама умер, испепелённый огненным
лучом разгневанного Шивы. Но потом по просьбе Парвати Шива сделал так, чтобы
Кама родился второй раз.
Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап
называется сансарой. Второй - выходом из сансары. Буквальный перевод слова
"сансара” с санскрита звучит как "странствование”. Наряду с санскритским
термином "сансара” для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе
используются также французское слово "реинкарнация” и русское - "перерождение”.
По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в
другое.
Механизмом сансары является карма ("поступок”, "деяние”). Карма - это закон
перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек
получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое перерождение.
Индуисты в связи с эти говорят: какова карма - такова и сансара. Если у вас
хорошая карма, то будет хорошая сансара. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со
счастливой судьбой. Плохое перерождение - это тело или растения, или животного,
или человека больного, бедного и несчастного. По воззрениям индуистов преступник
в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он
совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит.
Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для
праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или
временных мучений души возвращаются в земную жизнь.
Ад обозначается термином "нарака”. Считается, что ад имеет
несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21,
7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят
и пишут о "семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения
становятся более сильными. Попавших в
ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать
раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на
части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные
остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится
срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу
умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма.
Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще
всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем
отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых
грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но
возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души
грешников находятся до конца "дня Брахмы” а с наступлением "ночи Брахмы”
уничтожаются.
Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается
термином "мокша” ("избавление”, "освобождение”). Мокша по своему существу - это
слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает
выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.
Индуизм - самая большая национальная религия в мире, и уже это -
очень серьёзная причина для внимательного изучения индуизма.
|